Районное управление образования МР «Мегино-Кангаласский улус»
МБОУ «Тумульская средняя общеобразовательная школа»
Образовательная программа
МБОУ «Тумульская средняя общеобразовательная школа»
на 2012-13 уч.г.
Тумул 2012
Структура образовательной программы школы
Глава 1. Цели и ценности образовательной программы
Глава 2. Анализ социокультурной ситуации
Глава 3.Образовательная программа дошкольной ступени
- Краткая характеристика учреждения.
- Анализ состояния ситуации образовательной деятельности, потребностей родителей и социума.
Раздел 1. Содержание образовательной программы.
1.1 Пояснительная записка.
1.2 Возрастные и индивидуальные особенности контингента
1.3 Основные приоритетные направления деятельности, ценностные приоритеты развития, ведущие идеи.
1.4 Цели и задачи деятельности дошкольной ступени по реализации основной общеобразовательной программы.
Раздел 2. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении.
2.1 Модель организации воспитательно-образовательного процесса.
2.2 Учебный план организации образовательной деятельности.
2.3 План оздоровительной работы.
Раздел 3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей.
3.1 Содержание образовательных областей программы.
3.2 Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы.
3.3 Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы.
3.4 Особенности реализации содержания образования.
Раздел 4. Условия реализации программы.
4.1 Создание и обновление предметно-развивающей среды.
4.2 Формы взаимодействия с родителями.
4.3 Преемственность дошкольной ступени с начальной ступенью.
4.4 Взаимодействие дошкольной ступени с предприятиями наслега.
Глава 4.Образовательная программа начальной ступени
- Цель образовательной программы
- Адресность образовательной программы
- Учебный план начальной ступени
- Образовательный маршрут учащихся
- Организационно-педагогические условия реализации программы
- Формы контроля и учета достижений учащихся
- Формы аттестации достижений учащихся
- Программа формирования УУД
- Программа духовно-нравственного развития учащихся
- Программа формирования ЗОЖ
Глава 5. Образовательная программа средней и старшей ступеней
- Адресность образовательной программы
- Учебный план и его обоснование
- Дополнительные образовательные программы
- Программно-методическое обеспечение образовательной программы
- Система аттестации учащихся
- Система оценивания результатов образовательной деятельности в МБОУ «Тумульская средняя общеобразовательная школа »
Система внутришкольного контроля
- Управление реализацией Образовательной программы и Программы развития школы
- Первоочередные направления работы по реализации образовательной программы школы (перспектива до 2012 - 2013г.г.)
- Модель выпускника
- Организационно-педагогические условия образовательной программы.
- Ожидаемые результаты
Пояснительная записка
В образовательной программе отражены цели и приоритетные направления школы.
Программа позволяет последовательно осуществлять работу по моделированию содержания образовательного процесса не только в условиях процесса обучения, но и в условиях внеурочной деятельности.
В целях реализации образовательной программы, для качественного усвоения учащимися содержания разработанной программы и развития созданы условия для урочной и внеурочной деятельности.
Управление деятельностью школы по реализации образовательной программы является тем фактором, который определяет качество жизни всей школы, качество развития школы. Разработка школьного компонента образовательной программы школы и есть та область, в которой нужны и важны инновации на школьном уровне.
Глава 1.Цели и ценности образовательной программы
Приоритетные направления деятельности педагогического коллектива МОУ «Тумульская средняя общеобразовательная школа» определены следующими нормативными документами:
- Законом Российской Федерации «Об образовании».
- Приоритетным национальным проектом «Образование».
- Концепцией национальной образовательной политики Российской Федерации.
- Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта
- Приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373«Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования» - Соглашением между МО РС (Я) и МР «Мегино-Кангаласский улус» о сотрудничестве по введению с 1 сентября 2010 года ФГОС НОО от 15 сентября 2010 г. № 1\ 09-09
- Распоряжением Главы МР «Мегино- Кангаласский улус» «О введении ФГОС с 1 сентября 2010г» от 15 сентября 2010 г № 1103
- Приказом начальника РУО «О введении ФГОС с 1 сентября 2010 на муниципальном уровне» от 13 сентября 2010г № 02-83\02
- Уставом школы
- Локальными актами
Тема данной образовательной программы вытекает из создавшихся условий развития сельской школы, в данном случае - Тумульской средней общеобразовательной школы.
Развитие сельской школы предполагает право каждой школы на свой путь развития , определяемый на основе анализа социально-экономических, социально-педагогических и социально-культурных условий жизни ребёнка.
Каким выйдет выпускник школы в дальнейшую жизнь, готов ли он будет к дальнейшему самосовершенствованию, самоопределению, чтобы достойно жить, учиться и работать, быть удовлетворенным собственным развитием - вот основные вопросы, которые ставит жизнь перед сельской школой.
Исходя из того, что образовательная программа является внутришкольным стандартом содержания образования, и определяется ее назначение:
Во-первых, данная образовательная программа способствует обеспечению реализации права родителей на информацию об образовательных услугах, право на выбор образовательных услуг и право на гарантию качества получаемых услуг.
Во-вторых, для педагогического коллектива данная образовательная программа определяет приоритеты в содержании образования и способствует интеграции деятельности педагогов школы, раскрывает преемственность образования.
В-третьих, для муниципальных и государственных органов управления данная образовательная программа является основанием для определения качества реализации государственных образовательных стандартов школой.
Глава 2. Анализ социокультурной ситуации
Село Тумул расположено в 56 км от районного центра Н-Бестях. По территории села проходит федеральная трасса «Колыма». Основное направление деятельности жителей – сельскохозяйственное. В селе работает один из крупных СХПК в улусе «Тумул», занимающийся выращиванием зерновых культур, разведением крупного рогатого скота, лошадей. На территории нашего наслега работает республиканский госсортоучасток зерновых культур.
В селе построены социальные объекты : магазин, отделение почты, медпункт, детсад, школа, ветпункт, спортзал, баня, музей. Имеется телефонная и сотовая связь МТС, Мегафон. Планируется газификация населения в 2012г. Имеется летний водопровод.
Демографическая ситуация в селе остается стабильной. В последние годы наблюдается повышение рождаемости детей. Население - 612 чел. Численность детей – 198, из них от 0-6 лет – 84, от 7 – 16 лет – 114
При наиболее благополучном демографическом фоне , наличии производства и занятости населения, в последние годы наблюдается увеличение количества малоимущих семей, семей, состоящих на школьном учете как неблагополучные( алкоголизм родителей), а также неполных семей. Эта тревожная картина напрямую влияет на увеличение количества заболеваемости детей, на ухудшение их не только физического здоровья, но и психического, а также на их социализацию. За последние 3 года наблюдается рост заболеваемости органов дыхательных путей , мочеполовой системы, увеличение количества детей с анемией, плохим зрением, нарушениями осанки.
Так в 2008-2009 учебном году из 89 учащихся были практически здоровы только 25 учащихся, в 2009-10 уч.году - 23.Остальным были поставлены диагнозы различных заболеваний (ДЖВП, множественный кариес, ФСШ, миопия, нарушение осанки и пр.)
Здоровье человека измеряется не только его физическим состоянием, но и психическим здоровьем, его способностью быть мобильным, конкурентноспособным, потребностью в непрерывном саморазвитии.
За 15 лет наша школа подготовила 136 выпускников. Из них только 56(41,1%) продолжили учебу и закончили Тюнгюлюнскую среднюю школу, 30(22%) учились в других школах улуса и республики, 17 (12,5%) сразу после 9 класса поступили в проф.лицеи и колледжи, 18 (13%) человек нигде не продолжили образование( из них 13 мальчиков, 5 девочек). После окончания средней школы продолжили учебу в ВУЗах – 24(17,6%) 9-заочно, 14- очно), в ССУЗах – 24(17,6%), в профлицеях – 38(27,9%), не продолжили учебу после средней школы -14(10,3%).
Наши выпускники - смена жителей наслега, им в будущем предстоит жить и работать на родном селе, развивать производство, творить, созидать . Сегодня в селе проживают 54 наших выпускника, из них 14 работают в СХПК, 6- в ЖКХ, 6- в школе, 8- в предприятиях с.Тюнгюлю.
Таким образом, встала острая проблема адаптации выпускников нашей школы в окружающей социальной среде, улучшения их физического и психического здоровья, привития навыков здорового образа жизни, улучшения качества образования и воспитательной работы.
Были выявлены и другие школьные факторы риска негативно влияющие на здоровье учащихся:
- интенсификация учебного процесса;
- стрессовые последствия авторитарной педагогики;
- несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям обучающихся;
- недостаточная подготовка родителей и педагогов в вопросах развития и охраны здоровья детей;
- недостатки в существующей системе физического воспитания;
- отсутствие межведомственного подхода к решению данной проблемы
Социальный состав родителей в %
Служащие | Рабочие | Сфера обслуживания | Неработающие |
21.9 | 61,6 | 10,7 | 5,9 |
Образовательный ценз родителей
Высшее | Среднее профессиональное | Начальное профессиональное | Среднее | Неполное среднее |
10,7 | 19,8 | 34,2 | 28,9 | 6,4 |
Анализируя социальный статус и образовательный уровень родителей отмечаем, что основной контингент составляют рабочие с начальным профессиональным и средним профессиональным образованием.
Проведенное маркетинговое исследование позволяет сделать следующий вывод:
В настоящее время в социуме формируется социальный заказ, а точнее спрос к системе образования на работу образовательного учреждения с агротехнологическим и спортивно-оздоровительным профилем, формирующего универсальные умения, необходимые будущему выпускнику. Отмечается готовность родителей к сотрудничеству, совместной деятельности.
Заложены основы для создания социально активной школы.
Школа должна стать образовательной организацией, представляющей собой интеграцию общеобразовательной школы и учреждений дополнительного образования, реализующая программы дошкольного и общего образования, программы дополнительного образования и обладающая разветвленной сетью внеклассных занятий, а также материальной базой, позволяющей использовать в процессе образования и воспитания современные технологии
Мы предполагаем, что развитие личности учащихся в сельской школе может быть более эффективным , если :
- создать условия для укрепления их физического, психического, морального здоровья;
- организовать ОП с учетом внешних условий;
-построить ОП на основе социального партнерства на основе субьект-субьектных отношений между всеми участниками образовательного процесса;
- создать условия для раскрытия способностей каждого ученика, тем самым содействовать его дальнейшей самореализации в современном мире;
- содействовать развитию тех качеств, которые способствовали бы осознанному выбору профессии, социализации;
Глава 3.Образовательная программа дошкольной ступени
ВВЕДЕНИЕ В ПРОГРАММУ.
ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА ОБ УЧРЕЖДЕНИИ
Детский сад образован в селе в 1958 году. С 2007 года имеет статус УВК, в результате реорганизации стал дошкольной ступенью «Тумульской СОШ». Детский сад имеет 30 мест, 2 группы: вторая младшая и средняя – 15 детей, старшая подготовительная – 15 детей. В детском саду ведется экологическое воспитание, работает кружок «Долуьуончук». В каждой группе ведутся кружки с художественно-эстетическим направлением: кружок «Умелые руки», вокальный кружок «Куоласчааннар ыллыыллар», танцевальный кружок «Кустук», «Степ-аэробика»
При работе с преемственностью с начальной ступенью «Тумульской СОШ» большое внимание уделяется на обеспечение детей знаниями, умениями, навыками и ценностными ориентациями, необходимыми для формирования эколого-осознанного поведения в окружающей среде, на создание единого мониторинга по качеству обучения выпускников дошкольной ступени.
Состояние рождаемости на селе.
Таблица №1
Год рожде- ния
| 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 |
Количество детей | 12 | 8 | 16 | 13 | 8 | 14 |
|
|
Охвачены ДОУ | 9 | 8 | 16 |
|
|
|
|
|
Не охвачены ДОУ | - | - | - |
|
|
|
|
|
СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЕЙ ВОСПИТАННИКОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ
ТАБЛИЦА №2
КРИТЕРИИ | 2010-2011 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО СЕМЕЙ |
| |
Из них: полных | 23 | |
неполных | 7 | |
многодетных | 5 | |
Проблемных | - | |
Образовательный уровень родителей |
| |
Оба родителя имеют высшее образование | - | |
1-высшее, 1- среднее специальное | 3 | |
Оба родителя имеют среднее специальное образование | 7 | |
1-среднее специальное, 1-общее | 3 | |
Оба родителя имеют среднее образование | 17 | |
Социальный состав |
| |
Служащие | 9 | |
рабочие | 31 | |
неработающие | 13 | |
предприниматели | - | |
Возраст родителей |
| |
20-30 | 13 | |
30-40 | 30 | |
40-50 | 10 | |
Вывод: состав родительского коллектива неоднороден по: возрастному цензу, уровню образования, социальному составу. Разнохарактерная характеристика родительского коллектива формирует различный уровень отношения к детям в семье.
Обязательная часть образовательной программы.
1 раздел. Пояснительная записка.
ОП учреждения состоит из двух частей: 1- обязательная часть; 2-часть, формируемая участниками образовательного процесса.
Обязательная часть программы обеспечивает достижение необходимого уровня развития детей для успешного освоения основ общеобразовательных программ начального образования. Для реализации обязательной части ОП необходимо от 65 до 80% времени от пребывания детей в учреждении с 10,5 часовым пребыванием в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей и потребностей. Объем обязательной части ОП составляет 80% времени, необходимого для реализации программы.
Вариативная часть образовательной программы реализуется через дополнительное образование во второй половине дня, после дневного сна.
Дополнительное образование(кружки) проводятся для детей:
От 4 до 5 лет-2 раза в неделю по 20 минут;
От 5 до 6 лет-2 раза в неделю по 25 минут;
От 6 до 7 лет-3 раза в неделю по 30 минут.
Широкий спектр дополнительного образования дает возможность детям реализовать свои желания и способности и осуществить свой выбор. Кружки проводятся по подгруппам и предусматривают посещение одним ребенком не более 2-3 деятельности по выбору, включая направления:
-физическое;
-социально – личностное;
-познавательно – речевое;
-художественно – эстетическое.
1.2. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей
КОНТИНГЕНТ ДЕТЕЙ | Дети от 3 до 7 лет |
НАБОР ДЕТЕЙ | На общедоступной основе по заявлению родителей (законных представителей) на основании медицинского заключения |
СОСТАВ ГРУПП | 3-4, 5-6 лет по 15 детей |
ВИД ГРУПП | Дошкольные группы: Смешанная, младше-средняя от 3 до 4 лет; старше-подготовительная от 5 до 7 лет. |
ДИАПОЗОН РАЗЛИЧИЙ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ | При поступлении в детский сад от уровня развития в лоне семьи, при постоянном посещении в зависимости от индивидуальных особенностей восприятия материала, по окончании в зависимости от личных качеств воспитанника |
Анализ заболеваний за 3 года.
Учебный год | 2008-2009 гг. | 2009-2010 гг. | 2010-2011 гг. | |||
Среднесписочный состав | Мл-ср % 14 | Ст-подг% 16 | Мл-ср % 15 | Ст-подг % 15 | Мл-ср % 14 | Ст-подг % 16 |
Количество дней пропущенных детьми в год |
21
|
18,8 |
13,1 |
12 |
9,2 |
16 |
Количество пропущенных дней, пропущенных по болезни одним ребенком в год |
19,8 |
35 |
27,7 |
40,2 |
32,6 |
30,6 |
Средняя продолжительность одного заболевания |
9,3 |
7 |
13 |
10 |
27 |
20 |
Заболеваемость на 1 ребенка, д/дн | 21
| 18,8 | 13 | 10 | 35 | 23 |
Прочая заболеваемость | 5,3 | 6,8 | 6,3 | 6,3 | 4,7 | 5,4 |
Травмы
| - | - | - | - | - | - |
Простудная заболеваемость | 25,6
| 29,4 | 7,5 | 7,5 | 10 | 25 |
% часто болеющих детей | 1 | 3 | 10 | 5 | 6 | 8 |
% с хроническими заболеваниями |
|
| 1 | 2 | 1 | 1 |
Распределение детей по группам здоровья
Группы здоровья | Количество детей | |||||
2008-2009 | № | 2009-2010 | № | 2010-2011 | № | |
| 9 | 30 | 10 | 33 | 13 | 43 |
| 10 | 66 | 18 | 60 | 16 | 53 |
| 1 | 3,5 | - |
| - |
|
| - |
| 1 | 3,5 | 1 | 3,5 |
Всего детей | 30 |
| 30 |
| 30 |
|
ДИАПАЗОН ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ
ОСНОВНОЙ КОНТИНГЕНТ – вновь поступающие дети отличаются по: восприятию других взрослых, кроме родителей; отношению к сверстникам, отношению к младшим по возрасту; по степени восприятия организационных особенностей пребывания в группе; по степени адаптации в коллективе одногодок. А также имеют индивидуальные возрастные особенности в произношении некоторых звуков.
АДАПТАЦИЯ детей проходит индивидуально от возраста, личностных качеств ребенка.
1.3 Основные приоритетные направления деятельности учреждения
Назначение дошкольной ступени «Куоласчаан» в реализации приоритетных направлений деятельности:
1. В реализации прав ребенка на получение обязательного максимума содержания учебных программ, реализуемых в образовательном учреждении.
2. Гарантий для успешной социализации, адаптации детей в образовательной среде.
3. Лечебно-восстановительной помощи и реабилитации на основе реализации комплекса мер оздоровительного характера.
4. В выполнении социального заказа Учредителя (в лице Управления образования Мегино- Кангаласского улуса)
- 1. Художественно-эстетическое - через кружки «Умелые руки», «Куоласчааннар ыллыыллар» и «Кустук» происходит привлечение детей к творчеству, искусству художественного восприятия мира.
- 2. Экологическое - через кружок «Долуьуончук» происходит привлечение к труду, приобретение малого опыта в работе с растениями .
- 3. Физическое - через кружок «Степ-аэробика»
Ценностные приоритеты развития дошкольной ступени.
1.Доступность качественного образования.
Достигается за счет реализации образовательной траектории (вариативность учебных программ, использование современных образовательных технологий); комплексно-тематический, интеграционный подход к учебному процессу; игровой характер обучения.
2.Организация эстетической предметно-развивающей среды в дошкольной ступени.
Достигается творческими умениями, фантазиями педагогов, создается предметно-развивающая среда для успешной адаптации ребенка в современных условиях, развития задатков его способностей, творчества и полноценной самореализации.
3.Информатизация образования.
Создание условий для внедрения новых информационных технологий в образовательную деятельность; обеспечение возможностей овладения педагогическими работниками новыми информационными технологиями.
4.Организация культурно - досуговой деятельности.
Создание условий для мотивационного выбора личностью предметной деятельности по культурным потребностям личности,интересам и желаниям.
5.Развитие общественно-государственного управления образованием, как условие для личностного развития дошкольного возраста, способного реализовать себя как часть социума.
Выработка единой стратегии образовательно-воспитательной политики.
6.Ведущие идеи.
Выдвижение на первый план цели формирования ценностных качеств личности, значимых в социальном окружении, формирования привычки проведения свободного времени с пользой, развития задатков творческих способностей ребенка, способностей понимать и утверждать в жизни доброе и прекрасное является ведущей идеей дошкольной ступени.
1.5 Цели и задачи деятельности дошкольной ступени по реализации основной общеобразовательной программы.
Для достижения целей ОП первостепенное значение имеют:
-забота о здоровье, эмоциональном благополучии ребенка;
-креативность (творческая организация) процесса воспитания и обучения в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
-координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;
-обеспечение активного участия семьи и социума в жизни дошкольного учреждения.
Учитывая положения Конвенции ООН о правах ребенка, ориентируясь на Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования от 23.10.2009, приказ № 665,государственные стандарты и базисные программы обучения воспитанников и обучающихся, а также исходя из работы дошкольной ступени, педагогический коллектив выдвигает следующие цели и задачи.
Цели:
- Создание благоприятных условий для полноценного образования, воспитания и развития ребенка в дошкольном детстве, формирование ценностных качеств личности, значимых в социальном окружении, формирование творческих задатков ребенка в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в начальной школе и современном обществе.
- Повышение значимости учреждения среди населения.
Задачи:
-укреплять здоровье детей, закаливать организм, следить за осанкой детей во всех видах деятельности, воспитывать культурно-гигиенические навыки и привычки;
-расшир… Продолжение »