Программа «Воспитываем патриотов»
Сегодня нам активно навязывают стереотипы западной идеологии иобщественной психологии под маской свободы: индивидуализм, жесткоеимущественное расслоение вместо социального равенства, эгоизм вместоколлективизма, нажива вместо трудового заработка, агрессивная предприимчивостьвместо трудовой активности, развлекательная «массовая культура» вместовысокохудожественной классики. Естественно, что принятие мира культуры«существователя» приводит к отторжению человека от окружающих людей, внушая имиллюзию самодостаточности. Стоит ли удивляться отсутствию гражданственности,патриотизма, доброжелательности, взаимовыручки и чуткости в отношениях у значительной части населения,особенно молодежи.
Эйфориявседозволенности, отсутствие нравственных «тормозов», размытость представленийо собственном месте способствуют неуклонному распространению среди молодежиалкоголизма, наркомании и.т.д.- является актуальностьюнашей темы.
Цель: Воспитание патриотов, граждан обладающихчувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству,своему народу.
Достижение цели становится возможным через решение следующих задач:
-создание условий для реализации гражданской позиции черездеятельность органов ученического самоуправления;
-развитие и углубление знаний об истории и культуре родногокрая через научно-практическую и исследовательскуюработу;
-физическое развитие учащихся, формирование потребности вздоровом образе жизни;
-методическое обеспечение функционирования системыгражданского и патриотического воспитания;
-организация и координация деятельности семьи,общественности.
В последнее время в стране активизироваласьработа по патриотическому воспитанию молодежи. Следует отметить, что этонаправление деятельности педагогов школ всегда было актуальным и важным,занимало ведущее место, но еще недавно оно недостаточно было востребованообществом, обделено должным вниманием со стороны государства.Положение позитивно изменилось с принятием правительством РФ государственнойпрограммы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010годы.»
Согласнотолковым словарям «патриот» (от греческого «земляк, соотечественник») - эточеловек, любящий свое Отечество, преданный своему народу.
Где же началопатриотизма, его истоки? Патриотизм возник как естественное сильное чувствоздорового человека, племени к воспроизводству своего рода на защищаемомжизненном пространстве. Ущемление естественной жизни этноса, вытеснение его стерритории проживании вызывало защитную реакцию. Следовательно, патриотизм имеет в своейоснове духовную и биосоциальную природу:
Патриотизм –движение не против чего-либо, а за те ценности, которыми располагают общество ичеловек. Проявления патриотизма самые разные:
· Патриотизм как чувство – может иметь своимрезультатом социальную активность личности, но в определенных условияхоборачивается депрессивной пассивностью, страхом за будущее государства, своесобственное.
· Патриотизм как сознание – может реализоваться вомножестве речей, порывов и лозунгов, которые, однако, не всегда стимулируетлюдей к общественно полезной деятельности на благо Отечества.
· Патриотизм как деятельность – наиболеежелателен, так как выступает системообразующей силой в деле консолидацииобщества в кризисные периоды.
Для формированияпатриотизма в системе воспитательной работы в школе нужно знать не только егосущность и содержание, но и те внутренние психолого- педагогические компоненты, которые в своейсовокупности выступают как носители указанного качества. Такими компонентами,по определению И.Ф.Харламова являются:
· Потребностно-мотивационный компонент
· Когнитивно- интеллектуальный компонент
· Эмоционально – чувственный компонент
· Поведенческий и волевой компоненты
Патриотизмпроявляется в социальной практике общества через конкретные действия егочленов. Для того чтобы стать гражданином, патриотом, не обязательно бытьгероем, достаточно сочувствовать, сопереживать судьбам Отечества, любить своюРодину. Любовь и преданность без дела мертвы, т.е. силу патриотизма можнооценить по делам.
Таким образом,патриотизм – это совокупность отношений, идей, эмоций, чувств, настроений,убеждений и действий, направленных на процветание своей страны.
Адресность программы,охват: Данная цельохватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируяучебные занятия и внеурочную жизнь учащихся, разнообразные виды деятельности.
География программы: Данная программа реализуется в Тумульской среднейобщеобразовательной школе Мегино-Кангаласского улуса Республики Саха (Якутия)
Этапы реализации программы:
Iэтап: проектный – 2008-2009 учебный год
Цель: подготовка условий создания системыгражданско-патриотического воспитания.
Задачи:
1. Изучениенормативной базы, подзаконные акты;
2. Разработкаи утверждение программы по гражданско-патриотическому воспитанию;
3. Анализматериально-технических, педагогических условий реализации программы;
4. Подбордиагностических методик по основным направлениям программы.
IIэтап: практический – 2009-2012 учебные годы
Цель: реализация программы по гражданско-патриотическомувоспитанию
Задачи:
1. Определение содержания деятельности, наиболееэффективных форм и методов воспитательного воздействия;
2. Обогащение содержания гражданско-патриотическоговоспитания;
3. Развитие ученическое самоуправление;
4.Разработка методических рекомендаций погражданско-патриотическому воспитанию;
5. Расширение и укрепление совместной работы школы с социумом;
6. Мониторинг реализации программы;
7. Участие в конкурсахпо гражданско-патриотическому воспитанию.
III этап: аналитический– 2012-2013 учебный год
Цель: анализ итогов реализациипрограммы.
Задачи: 1. Обобщение результатов работы;
2. Коррекция содержания программы;
3. Планирование работы на следующий период
Механизм реализациипрограммы
Для решения поставленных задач используется сложившеесясоциально-педагогическое пространство МОУ данной школы с социумом села.
Воспитательная работа строится с учетом возрастныхособенностей учащихся.
При планировании работы учитываются традиционныеобщешкольные, улусные, республиканские мероприятия, связанные с юбилейными игосударственными датами; положения о республиканских, улусных конкурсах.
Критерии оценки:
«Внешние» - представление отчетов виде видеоматериалов,печатных материалов, фотографий, .и.т.д
«Внутренние» - рефлексия педагогического коллектива, всехучастников программы (учащихся, родителей, общественных организаций и.т.д.)
«Отсроченное» - (по прохождении некоторого количествавремени) отзывы выпускников.
Сформированность гражданских навыков:
· умениеработать и действовать индивидуально и в коллективе;
· знаниесвоих прав и обязанностей и умение их использовать;
· умениепринимать и защищать свои решения;
· готовностьк участию в общественных делах;
· готовностьк образованию;
Количественные параметры:
· Включенность каждого школьника в воспитательныеситуации;
· Качество школьных отношений (отношения детей креалиям школьной жизни, к школе, к учителю, классу, совместным делам);
· Отсутствие детей с девиантным поведением;
· Деятельность детской организации;
· Участие вконкурсах по гражданско-патриотической тематике;
· Проведение мероприятий.
№ | Мероприятия | Сроки исполнения | Ответственные | |
1 | Проведение педагогического совета «Гражданское и патриотическое воспитание учащихся: проблемы, пути их решения» | Март 2009 | Зам по ВР, рук.МО, ОДО | |
2 | Заседание МО классных руководителей по реализации программы по вопросам планирования и организации различных мероприятий. | 1 раз в полугодие 2008 – 2012г.г. | Директор школы, творческая группа | |
3 | Привлечение родителей учащихся и жителей наслега к организации и проведению мероприятий по воспитанию чувства патриотизма в детях (родительские собрания, конференции, встречи, классные часы др.) | 2008 – 2012г.г. | Директор школы; зам. директора по ВР; соцпедагог; классные руководители. | |
4 | Разработка и корректировка системы мероприятий, направленных на гражданское и патриотическое воспитание учащихся через учебные предметы | 2008 – 2012 г.г. | Руководители МО, учителя – предметники, зам. директора по УВР. | |
5 | Проведение НПК (все субъекты ОП) «Патриотизм: истоки и современность» | 2009 г. -2010г. | Зам. директора по УВР. Рук.НОУ,соцпедагог | |
6 | Школьные традиции: День Знаний, День Учителя, трудовые десанты, туристический слет, декада родителей, смотр песни и строя, конкурс мини – мисс школы, слет ударников и отличников учебы, публичный отчет «Итоги года», праздник Последнего звонка, День Победы. | ежегодно | Продолжение » |
|
© school-tumul |